Публикации

Всегда проясняй ситуацию

Умение сказать то, что происходит на самом деле
в этот момент и между этими людьми,
найти веские и обезоруживающие слова – сильный ход.
Надо уметь это делать. Надо уметь задавать такие вопросы
не только другим, но и самому себе.
Надо с любой момент времени пребывать в таком состоянии,
чтобы любой вопрос такого рода к тебе был неуместен
– он ничего не изменит. Это и есть прямота.
Она проникает через броню, защищающую самолюбие человек,
не нанося ему вреда, но делая его чище,
честнее, откровеннее и великодушнее.
Владимир Тарасов.

Вступаешь в чужую игру, — уточни ее правила

“Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры”.
Вильям Шекспир.

Каждый, кто когда-либо работал по найму, помнит, что когда он заключал новый трудовой контракт, и приступал к работе в какой-либо организации, он ощущал что попал «в чужую игру». И в этой Игре уже есть Хозяева игры, есть Игроки и есть Фигуры. А главное есть правила игры. Если вам еще при заключении трудового контракта, Хозяева Игры, или кто-либо из Игроков, ясно, честно и понятно рассказали об этих правилах, то считайте, что вам крупно повезло. Однако, такое бывает крайне редко.

В большинстве случаев этого не происходит. Подробно проговариваются должностные обязанности, требования к внешнему виду и поведению, формы и объем ответственности и система мотивации. Иногда декларируются формальные ценности и миссия организации. Иногда, какой-либо коллега, шепнет нам на ухо несколько «мудрых советов».

Затем вы приступаете к своим трудовым обязанностям, и неожиданно сталкиваетесь с разными неприятностями. Оказывается, есть какие-то «правила игры», о которых вас не предупредили. Они настолько неожиданны и неприятны для вас, что если бы вы знали об этом раньше, то возможно бы не заключили этот трудовой контракт. Вот несколько вариантов таких неожиданностей:

  • Ваш начальник оказался «конченый психопат», который с утра до вечера, орет как дикий олень во время гона, на всех подряд, и по любому поводу, а у вас, очень некстати, есть чувство собственного достоинства.
  • Вы оказались в одном подразделении сотрудницей, которая безостановочно «козлит» вам без всякого повода, с утра до вечера, вы начинаете «ставить ее на место», а она, очень некстати, оказывается любовницей вашего начальника, или подругой его жены.
  • Вы устраиваетесь на должность начальника отдела в организацию с матричной структурой, и ваш отдел должен, по мнению первого лица, реализовать конкретный проект. Но двое из трех ваших непосредственных начальников, очень некстати, являются ярыми противниками реализации этого проекта, а третий из-за вас не желает портить отношения с двумя первыми.
  • Вы заключаете трудовой контракт с человеком, которого вы считаете своим другом, обсудив всё только «в общих чертах». «А что обсуждать, мы же друзья, — разберемся по ходу дела!» Но когда дела в организации начинают идти плохо, человек, которого вы по наивности своей считали другом, ведет себя как обычный гопник, обвиняя вас во всех грехах окружающего мира, включая американские санкции, и «зажимая» выплату вашей зарплаты. И вы с удивлением обнаруживаете, что как только пришло время делить деньги, человек, который был свидетелем у вас на свадьбе, очень некстати, оказался совсем не другом, и вы одни и те же элементарные слова понимаете совершенно по-разному.
  • Ваш начальник, который так бодро проводил с вами собеседование и рассказывал о «величии» его отдела, вдруг оказывается обычным алкашом, и вся его «команда мечты», точно такие же алкаши, как и он сам. А вы, очень некстати, совсем не любите спиртное.

Вариантов может быть бесконечное множество, но суть у них одна, — вы «вышли на поле» и начали играть в Игру, настоящие правила которой вам до сих пор непонятны. Выйти из Игры сразу? Но запись в трудовой книжке уже сделана, а увольняться через несколько дней или недель после того как устроился, — удар по репутации. Исключение составляют только бывшие студенты, — это первая запись в их трудовой книжке, которую можно поменять, и короткий испытательный срок, позволяет бесстрашно послать работодателя «очень далеко», и начать все заново.

Безусловно, в подобной ситуации можно обвинять работодателя: начальников и кадровиков, что не сказали, не предупредили, не рассказали и т.д. Но ситуацию от этого не изменишь. Лучшим вариантом мне представляется другой, — взять инициативу в свои руки, — и на первом, а если не получится, то на втором собеседовании, прояснить для себя реальные правила Игры, которые существуют в организации.

Так прямо, не стесняясь и спросить ключевого сотрудника, — «Расскажите, пожалуйста, по каким правилам живет организация?». Проясните для себя эту ситуацию, и если нужно, то с разными людьми. И задавайте вопросы до тех пор, пока не проясните для себя ситуацию полностью. Если вам отказываются об этом говорить, или делают это не внятно, — это «опасное болото», в которой вы, скорее всего, утоните, или будете барахтаться в «грязной воде» пока основательно не испачкаетесь.

Почему? Да потому что если в организации адекватный и профессиональный менеджмент, то вам обязательно и с удовольствием расскажут по каким реальным правилам, заповедям и принципам они живут. И сделают это еще на этапе собеседования, т.к. они заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, и том, чтобы избежать кадровой ошибки. Но это происходит, как правило, в организациях, где практикуют регулярный менеджмент, реже директивный (бюрократические структуры).

Если в организации практикуется манипуляционный менеджмент, то истинные правил Игры вам точно никогда не расскажут. Но обязательно расскажут ложные. Если первое лицо манипулятор, то он не заинтересован в прояснении ситуации. Это полностью лишит его главного «кукловодческих» инструментов, — «мутной воды» и двойных стандартов, без которых манипуляторство невозможно. Александр Фридман описал положение подчиненного в этой организации так, — «Подчиненный виноват при любом раскладе: начал без команды, — самоволие; не начал, — отсутствие инициативы; получил результат, — почему такой низкий; не получил результат, — почему, ведь все ресурсы были предоставлены». (А.Фридман. Вы или Хаос).

Если в организации практикуется импровизационный менеджмент, то истинные правил Игры вам точно никогда не расскажут, потому что там только одно правило, — полное своеволие первого лица. Вот что об этом пишет тот же Александр Фридман, — «от подчиненных ждут догадливости, инициативности, предприимчивости, быстроты и полной синхронизации с мышлением руководителя. Необходимо догадываться, что, когда и как надо делать, так как системность постановки задач отсутствует. Увольняют за настойчивые попытки уточнить параметры рабочего задания, что часто принимается за тупоумие». (А.Фридман. Вы или Хаос).

Вот такой расклад. Я уверен, что подавляющее большинство людей «идущих в найм», никогда не смотрели на организацию с позиции прозрачности реальных «привил Игры», которые в ней существуют, а зря! Если вы их не узнаете, вас будут «играть в темную». Когда мы желаем поиграть в новую для себя игру, будь то шахматы или что-либо еще, мы всегда начинаем с изучения правил игры, потому что так подсказывает здравый смысл. Верно? Думаю, что стоит проявлять его и в профессиональной сфере.

Создаешь свою игру, — расскажи о своих правилах

Правила игры нужно знать,
но лучше устанавливать их самому.
Анджей Сток.

Большинство тех, кто нанимает людей в свой бизнес или свое подразделение, либо никогда не задумывается об этом в силу своей некомпетентности, либо умышленно скрывают реальные правила Игры, чтобы манипулировать людьми и грубо эксплуатировать их. Для таких начальников, их подчиненные, — «повидло», которое можно размазать, как им захочется. Конечно, в краткосрочной перспективе они могут что-то, и выиграть, но в долгосрочной, проигрываю всегда. Они сами создают бардак, и атмосферу лжи, зависти, лицемерия, злости и ненависти в своей организации. И сами же живут в этом.

Однако, если вы хотите собрать команду достойных и профессиональных людей, и не быть в глазах своих подчиненных «начальником-идиотом», самым здравым решением будет целенаправленное информирование каждого нанимаемого сотрудника о тех реальных правилах Игры, которые вы сами установили. Это будет честно, и сильно повысит ваш авторитет.

Не бывает игры без правил. Они есть всегда. Если вы стремитесь к прозрачности отношений, которые характерны для регулярного менеджмента, то оптимальным будет установить, ознакомить и поддерживать простые и ясные правила Игры, которые должны соблюдать абсолютно все, и, в первую очередь, вы сами. Ниже я приведу пример правил Игры, которые я исповедую сам, и устанавливаю для своих подчиненных. Они просты и эффективны:

  • Абсолютная дисциплина. Очень важно понимать самому, и объяснить другим, что в твоем деле является положением дисциплины? Что нарушение на уровне дисциплины, — это вредительство. Что соответствие какому-либо базовому дисциплинарному качеству, — это членский билет на участие в бизнесе.
  • Абсолютная пунктуальность, в том числе в соблюдении регламентов: выполнение своих обязанностей в срок и полностью, своевременный приход на встречу, приход/уход с работы, полная трезвость и т.д.
  • Абсолютное послушание и исполнительность в области трудовых задач.
  • Абсолютная честность: не лгать руководителю, коллегам и подчиненным, всегда исполнять свои обещания.
  • Неукоснительное соблюдение субординации.
  • Полное отсутствие двойных стандартов.
  • Уважение к чувству собственного достоинства каждого.
  • Неотвратимость наград и наказаний
  • Число «разбитых окон», — ни одного. Потому что «разбитые окна, – это разрушенный бизнес». Поэтому бардак лучше пресекать в зародыше. Необходимо бороться даже с мельчайшими нарушениями порядка. Малейшая неаккуратность должна караться самым жестким образом.
  • Никаких интриг и офисной политики.
  • Безапелляционное изгнание за воровство, независимо от причин, форм, масштабов личностей.
  • Оценка эффективности только по личному вкладу и личным способностям.

Когда эти правила озвучиваются с самого начала «Игры», то конфликтных ситуаций возникает крайне мало, потому как игровое поле прозрачно.

Безусловно, что окружающие всегда будут «пробовать на зуб» прочность наших правил, но это уже совсем другой разговор. Если я решил перелезть через забор чужого дома, я прекрасно понимаю, что я нарушаю правило/установку/заповедь, и какие последствия могут быть.

Чем яснее правила, тем качественнее жизнь

Никогда не ввязывайся в драку,
если не чувствуешь за собой Правды.
Не в Силе Бог, а в Правде.
Андрей Кочергин.

Ненужно погружаться в глубины нашей психологии, чтобы понять, что когда на игровом поле правила игры ясны и очевидны для всех игроков, то игра доставляет наслаждение. Когда мы сами устанавливаем правила в своей жизни, оповещаем о них окружающих, и неукоснительно соблюдаем их, качество нашей жизни, наша стрессоустойчивость и продуктивность резко возрастают.

Более того, я на своем опыте убедился, что жесткая регламентация жизни правилами/заповедями, позволяет выжить в экстремальных для жизни условиях. Родившись в 1975 году в городе Ташкенте (Узбекская ССР), уже в 1991, я стал свидетелем распада Советского Союза, и начавшегося межнационального конфликта, в условиях которого я прожил еще 5 лет. Межнациональный конфликт – это «кровавый хаос», где все ненавидят всех, и готовы на всё.

В 16 лет, я осознал, что я уже взрослый человек, и за каждое сказанное слово и сделанное дело, я буду отвечать собственной честью, жизнью и здоровьем, и никто меня от этого не защитит. Никто! Даже если я ошибусь неумышленно, в силу молодости и неопытности, я сполна заплачу за эту ошибку. И тогда я интуитивно почувствовал, что в моей жизни должны быть незыблемые правила, которые дадут мне возможность жить по Правде. Правила, которые уберегут меня от ошибок, и которые дадут мне ощущение своей Правоты.

Я вспомнил, что я Крещеный и Православный человек, и мне не нужно выдумывать никаких правил и заповедей. Они у меня уже есть. Просто нужно не просто знать о них, а жить по ним. Просто расслабиться, и жить по ним. И всё встанет на свои места. Все десять христианских заповедей идеально подходят в качестве правил для Игры под названием Жизнь. Все просто:

  • Верь в единого Господа Бога;
  • Не сотвори себе кумиров;
  • Не произносить имя Господа Бога напрасно;
  • Шесть дней работай, седьмой день отдыхай;
  • Почитай и уважай родителей;
  • Не убивай;
  • Не прелюбодействуй;
  • Не воруй;
  • Не лги;
  • Не завидуй.

Как только мы начинаем жить по своим правилам, которые мы искренне считаем Истиной и Правдой, и никогда не нарушаем их, мы становимся цельной личностью. И не важно, кто мы: православный, мусульманин, атеист или буддист, наша профессиональная и личная жизнь качественно меняется в лучшую сторону. А в экстремальных ситуациях эти правила позволяют избежать многих ошибок, которые могут стоить нам жизни.