Я глубоко убежден, что процедура организационной диагностики, это базовый элемент в технологии управленческого консалтинга, позволяющий в перспективе осуществить реальные изменения в организации. Пока не понятна картина в целом, — какие у компании проблемы, и какие из этих проблем, корневые, пытаться что-то сделать, — дилетантство. Профессионалы используют клинический подход.
Организационная диагностика это не просто интервью с клиентом. Он, безусловно, знает и понимает, какие есть проблемы, и как их нужно «лечить». Но это знание и понимание очень субьективно. Поэтому опытный врач, выслушав своего пациента, понимающе кивает, но посылает на УЗИ или МРТ, т.е. на глубокую диагностику. Почему? Потому что клиент не всегда может точно понимать причину своей «боли». Ведь нередко бывает, что у человека болит голова, а лечить нужно что-то другое, например, зуб.
Только диагностика может ответить на вопрос, – что нужно делать в первую очередь? Только она дает новизну информации о состоянии организации и позволяет выйти на корневую проблему, решение которой частично снимет другие. По моему опыту, диагностика часто показывает, что сформулированный клиентом заказ не решает основных проблем организации.
Каждая компания уникальна, поэтому проблемы в организациях никогда не совпадают, так как у всех руководителей уникальный сплав личных качеств, у компаний разный персонал, экономические и прочие условия. Поэтому типовые решения без адаптации к специфике конкретной компании в долгосрочном плане, – всегда ошибка. Правильный путь может показать только корректно проведенная организационная диагностика.